Одной из главных задач школы-интерната является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся с ОВЗ через урочную деятельность и вовлечение их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий, и спортивно-массовые мероприятия.
Школа-интернат — идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени наши ученики проводят именно здесь.
Физкультурно-оздоровительная работа строится в тесном взаимодействии с врачами и медицинскими сестрами школы-интерната.
Медицинский осмотр учащихся (диспансеризация) проводится ежегодно, весной. На основании её результатов врач определяет группу здоровья учащихся, которая в начале нового учебного года вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листка здоровья» передаёт учителю физической культуры. В конце учебного года совместно проводится мониторинг состояния здоровья учащихся, анализируется и планируется работа на следующий уч. год с учётом мониторинга.
В отличие от учащихся массовых общеобразовательных школ, наши ученики не имеют основной группы здоровья, а распределены в две группы: подготовительную и специальную. В специальную группу отнесены дети-инвалиды.
На уроках активно используется личностно-ориентированный подход, учитываются не только группа здоровья, но и структура дефекта каждого ученика, со знанием всех его возможностей и особенностей развития. Поэтому физические упражнения подбираются строго индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.
Урок в коррекционной школе имеет прежде всего коррекционную направленность. Поэтому, в отличие от программы массовой общеобразовательной школы в разделы адаптированной основной программы для коррекционных школ по физической культуре внесены «Корригирующие упражнения» — специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию и компенсацию тех или иных отклонений в физическом развитии: упражнения на осанку; упражнения на дыхание, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения для развития точности и координации движений.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся с ОВЗ сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях выставляется положительная отметка. Положительная отметка также выставляется обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками оздоровительной или корригирующей гимнастики.
Кроме физической культуры в учебный план включены и другие предметы коррекционной направленности такие, как ритмика и ЛФК.
Для учащихся начальных классов в течение года проходят уроки ритмики. Занятия ритмикой осуществляют коррекцию недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.
В процессе выполнения упражнений под музыку осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем. Упражнения с предметами — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций, мышечной силы пальцев рук, а значит слабое развитие мелкой моторики. Поэтому такого рода упражнения подготавливают руку к овладению навыками письма и рисования. А это в свою очередь благотворно влияет на развитие основных психических процессов.
При проведении уроков по ритмике обязательно учитывается состояние физического развития детей, поэтому происходит чередование нагрузки и отдыха, напряжения и расслабления.
Специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в коррекционной школе.
Группы для занятий лечебной физкультурой формируются школьным врачом на основании результатов медицинского осмотра.
Занятия ЛФК направлены на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, плоскостопие, нарушение координации, ориентировки в пространстве).
Т.о. занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.
Каким же образом строится спортивно-массовая работа в нашем образовательном учреждении? Она включает в себя: школьные спартакиады, предметные недели, Дни здоровья, участие в соревнованиях различных уровней. К началу нового учебного года разрабатывается и утверждается положение о круглогодичной школьной спартакиаде. В нашей школе проходят спартакиады по таким играм, как:
- Настольный теннис.
- Шашки.
- Пионербол
- Футбол.
- Лыжи.
- Дарц
- Стрельба из воздушной винтовки
- Веселые старты.
Спортивно-массовая работа не заканчивается проведением школьной спартакиады. Двери спортивной комнаты всегда открыты, дети могут прийти позаниматься на различных тренажерах, а это беговая дорожка, велотренажер, силовой тренажер, для пресса. Также на пришкольной территории школы-интерната имеется дворовый комплекс для занятий спортом.
Особенно популярны среди учащихся школы-интерната Дни Здоровья, которые проводятся раз в четверть.
В рамках проведения предметных недель классные руководители и учителя предметники проводят:
— классные часы;
— викторины;
— конкурсы и олимпиады;
по ЗОЖ и спортивной тематике.
Во внеурочное время ребята посещают спортивные кружки и секции. Охват учащихся составляет 100%.
Для проведения школьных соревнований, турниров, спортивных праздников, дней здоровья в нашем ОУ имеется всё необходимое: спортивный кабинет, кабинет ритмики и ЛФК, кабинет здоровья, спортивный инвентарь, музыкальный центр, спортивная площадка.
Не остаемся мы в стороне и от участия в некоторых соревнованиях районного и краевого уровней, которые организуются для детей с ОВЗ:
- Легкоатлетический кросс.
- Настольный теннис.
- Весёлые старты.
- Игры по минифутболу
Такое участие приносит большую пользу для адаптации учащихся в социальной среде.
Участвовать в соревнованиях на уровне массовых школ нашим детям трудно и невозможно, так как они имеют определенные ограничения в двигательной активности в силу показателей своего здоровья.
Таким образом, на сегодняшний день в нашем образовательном учреждении сложилась четкая, динамично развивающаяся система спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Из года в год мы осваиваем новые методы и приёмы адаптивной физической культуры и добиваемся определенных успехов.